Часто задаваемые вопросы

Не секрет, что земельные участки всегда были ценной и востребованной недвижимостью. Более того, приобретение земельных наделов является весьма выгодным капиталовложением, ведь земля всегда в цене, независимо от политических и финансовых изменений. Купля и продажа участков – это одна из важнейших составляющих мирового рынка недвижимости.

Устав от шумных и тесных городов, всё больше людей задумываются о приобретение загородного участка, где можно было бы отдохнуть на лоне природы, не заботясь о повседневной суете. Многие и вовсе решаются переселиться за город, чтобы жить спокойной и размеренной жизнью. Однако, приобретение любой недвижимости, в том числе и земельного участка, является серьёзным поступком, связанным с множеством нюансов.

Покупка участка подразумевает не только выбор объекта, но и юридическую проверку, сбор пакета документов, переоформление и т.д. Чтобы облегчить задачу потенциальных покупателей, в данном разделе были собраны самые часто задаваемые вопросы относительно купли и продажи земельных участков.

Какие категории земельных участков пригодны для постройки жилых зданий и иных построек.

  1. Категория: земли населенных пунктов со следующими видами разрешенного использования:
    • Жилищное строительство;
    • Индивидуальное жилищное строительство;
    • Личное подсобное хозяйство
  2. Категория: земли сельскохозяйственного назначения со следующими видами разрешенного использования:
  • Для садоводства.
  • Для ведения крестьянского или фермерского хозяйства. В данном случае возможно возведение построек на территории участка, однако, следует зарегистрироваться в качестве фермера или индивидуального предпринимателя.
  • Для дачного хозяйства (строительства).

Можно ли осуществить прописку на земельных участках сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для дачного строительства»?

Да, прописка возможна, но в судебном порядке. Во-первых, чтобы осуществить данную процедуру необходимо доказательство того, что дом, возведённый на участке, является единственным местом проживания собственника. Во-вторых, жилой дом должен быть признан капитальной постройкой, которая пригодна для круглогодичного проживания. Таким образом, собственнику необходимо доказать, что строение соответствует определённым техническим и юридическим параметрам. К примеру, дом доложен иметь подъездные пути, обеспечивающие беспрепятственный доступ к жилищу в любое время года, фактический адрес, соответствующее отопление, электрификацию и т.п.

Можно использовать ипотечный кредит для покупки земельного участка в посёлках компании «Дача у Оки»?

Клиент нашей организации может купить участок, используя заёмные средства, полученные в банке. В данной ситуации клиент, за счёт собственных материальных средств, оплачивает по предварительному договору купли-продажи полноценную сумму инфраструктурного пакета, а также установленный банком процент стоимости земельного участка. Остальная сумма будет выплачена банком. Нужно помнить, что приобретаемая недвижимость оформляется в качестве ипотеки (залога) в пользу кредитного учреждения (банка).

Какие документы необходимо собрать для осуществления процедуры купли-продажи земельного надела? Какие документы должны остаться у покупателя после завершения сделки.

Для совершения сделки купли-продажи покупатель должен подготовить следующий перечень документов:

  • Паспорт (общегражданский), удостоверяющий личность гражданина.
  • Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
  • Нотариально заверенное заявление об отсутствии брака или нотариально заверенное согласие супруга (и) на приобретение собственности.

После завершения сделки и государственной регистрации права собственника, у покупателя должны остаться следующие документы:

  • Передаточный акт.
  • Договор купли-продажи земельного участка (оригинал).
  • Свидетельство о госрегистрации права собственности на купленный участок.

Какие документы необходимо собрать для того, чтобы зарегистрировать построенный на земельном участке дом или постройку хозяйственного назначения?

Согласно действующему законодательству, до 01.03.2018 года используется упрощённый порядок регистрации. Таким образом, чтобы оформить права на возведённый объект недвижимого имущества, необходимо собрать соответствующий пакет документов и обратиться в территориальный орган Росреестра, находящийся по месту расположения объекта недвижимости. Пакет документов должен включать:

  • Удостоверение личности физического лица (паспорт).
  • Заявление о госрегистрации права собственности.
  • Декларация об объекте недвижимого имущества.
  • Документ, подтверждающий уплату госпошлины.
  • Правоустанавливающий документ на участок, где был возведён объект.

Кому принадлежат права собственности на коммуникации, построенные в посёлке?

Права собственности на объекты коммуникации и инфраструктуры, построенные или приобретённые за счёт целевых взносов ДНП, принадлежат Дачному Некоммерческому Партнёрству. ДНП является юридическим лицом, куда вступает покупатель, в качестве члена партнёрства, после завершения процесса оформления права собственности на купленный участок.

Может ли гражданин иностранного государства купить и стать собственником земельного участка в посёлках компании «Дача у Оки»?

Да, это возможно. В действующем законодательстве нет каких-либо ограничений на покупку земельных участков иностранными гражданами. Согласно закону, гражданин другого государства имеет право приобрести земельный участок со следующими видами разрешенного строительства: для садоводства и огородничества, для дачного хозяйства, для индивидуального жилищного строительства и для дачного строительства.

Какую информацию содержит кадастровый паспорт? Как выглядит и какова роль данного документа?

Кадастровый паспорт – это выписка из государственного кадастра недвижимости. Кадастровый паспорт земельного надела содержит уникальные характеристики объекта недвижимости, а именно: кадастровый номер, общую площадь, фактический адрес, вид разрешённого строительства и категорию.

Возможно ли изъятие купленного и оформленного в собственность земельного участка? При каких обстоятельствах возможна подобная ситуация?

Купленный и оформленный в собственность земельный участок может быть изъят только при следующих обстоятельствах:

  • Участок может быть изъят, причём безвозмездно, по решению суда. Изъятие происходит в виде санкций за совершенное преступление (конфискация недвижимого имущества).
  • Участок может быть изъят путём выкупа для муниципальных или государственных нужд. Процедуру осуществляется в исключительных случаях, которые связаны с выполнением международных обязательств Российской Федерации.
  • Возможно изъятие участка в случае размещения объектов муниципального или государственного значения. Естественно, что изъятие производится только в том случае, если не имеется других вариантов размещения указанных объектов.

Что такое налог на недвижимое имущество и земельный налог? Каковы размеры указанных налогов?

Налог на имущество для физических лиц – это сумма, которую выплачивает собственник имущества (физическое лицо). К налогооблагаемым объектам недвижимости относятся: квартира, гараж, жилой дом, дача или любое другое строение (сооружение, помещение), а также доля в праве общей собственности. Налоговая ставка на имущество устанавливается органами местного самоуправления.

Нужно заметить, что установленная ставка должна находиться в диапазоне, который указан в федеральном законодательстве, то есть в пределах 0,1-2%. Размер ставки напрямую зависит от суммарной инвентаризационной стоимости объектов, на которые распространяется данный налог.

Земельный налог выплачивается физическими лицами и организациями, которые владеют земельными участками, признанными объектом налогообложения, согласно статье 389 НК РФ. Налог уплачивается лицами, имеющими право собственности, право пожизненно наследуемого владения или право постоянного (бессрочного) пользования указанных земельных участков.

Ставка данного налога устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Ставка земельного налога может варьировать в диапазоне 0,3-1,5%, в зависимости от кадастровой стоимости участка.

Что такое ДНП (дачное некоммерческое партнерство)? Как можно стать членом ДНП? Может ли собственник, не являющийся членом ДНП, использовать инфраструктуру или имущество, находящиеся в собственности у дачного партнёрства?

Дачное некоммерческое партнерство или ДНП – юридическое лицо, организованное для создания, приобретения и организации, а также эксплуатации имущества общего пользования.

Собственник может быть принят в члены дачного партнёрства Общим собранием. Для рассмотрения вступления членство, собственник должен подать заявление. Личное заявление о вступление в дачное партнёрство подаётся в Правление ДНП. К заявлению необходимо приложить документы, которые подтверждают выполнение заявителем всех условий приёма в члены партнёрства.

Нужно заметить, что собственник земельного участка, расположенного на территории ДНП, имеет право пользоваться инфраструктурами и другим имуществом общего пользования дачного партнёрства, даже если не является членом ДНП. Данное право установлено статьёй №8 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Однако, собственник может использовать инфраструктуру и имущество за определённую плату на договорных условиях. В данном случае собственник должен заключить с ДНП договор в письменном порядке, в котором указываются размер оплаты и условия использования имущества или инфраструктуры. Договор вступает в действие только после принятия условий на общем собрании членов ДНП.

С какого момента и какие взносы необходимо оплачивать после покупки земельного участка?

После приобретения земельного участка, собственник должен начать выплачивать членские взносы в дачное некоммерческое партнёрство (ДНП). Обязанность по оплате членских взносов наступает с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором было зарегистрировано право собственности на приобретённый земельный участок. То есть, собственник должен начать выплату взносов с начала следующего месяца, после оформления права собственности.

Если на момент покупки земельного участка в посёлке не были созданы или не сданы в эксплуатацию объекты инфраструктуры или коммуникации, то выплата членского взноса не производится. Членские взносы начнут взиматься только с момента ввода в эксплуатацию коммуникаций и инфраструктуры. Данное решение принимается общим собранием ДНП. Собственники земельных участков, находящихся на территории ДНП, в обязательном порядке уведомляются о сроках сдачи в эксплуатацию и начале взимания взносов.

В какие сроки и каким образом оформляется право собственности на приобретаемый земельный участок?

Для оформления права собственности необходимо пройти процедуру обязательной госрегистрации, которая производится в управлении Федеральной службы государственной регистрации, картографии и кадастра по месту нахождения земельного надела. В соответствии с ФК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» госрегистрация участка производится в течение восемнадцати календарных дней, непосредственно со дня приема заявления и документов, если иные сроки не установлены федеральным законом.

Можно ли изменить категорию земельного участка?

Да, это возможно. Все зависит от категории земель и их кадастрового деления. Сделать это могут следующие институты власти.

  1. Земля, находящаяся в частной собственности, может получить другую категорию благодаря запросу собственника земли.
  2. Земли, находящиеся в собственности субъектов РФ, относящиеся к муниципальной собственности или имеющие сельскохозяйственное назначение, могут быть переведены в иную категорию силами органов исполнительной власти субъектов РФ.
  3. Земли, находящиеся в муниципальной собственности (кроме земель сельскохозяйственного назначения) - органами местного самоуправления.
  4. Земли сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов РФ.
  5. Земли,являющиеся федеральной собственностью, возможно перевести в другую категорию только по распоряжению Правительства РФ.
  6. Земли любого другого целевого назначения - органами местного самоуправления.
вверх